Вопрос, как вести общий семейный бюджет, для новоиспеченной семьи может оказать по-настоящему серьезной проблемой. Раньше каждый распределял свои доходы в соответствии с личными потребностями и тратил деньги, как ему вздумается. Теперь нужно считаться с желаниями и нуждами второй половинки и организовать совместный бюджет в семье.
Как распределить бюджет?
Есть три основных модели распределения бюджета:
- раздельный бюджет - каждый тратит доходы на себя и остается финансово независимым от партнера;
- смешанный - договоренность партнеров. Каждый вносит определенную сумму в общий бюджет семьи, который тратится на совместные нужды - отпуск, крупные покупки. Мелкие расходы оплачиваются из личного бюджета каждого партнера. Совместный бюджет в гражданском браке обычно формируется по такой модели;
- общий - все доходы пары полностью объединяются. Нет “моих” или “твои” расходов и доходов, неважно, кто зарабатывает больше, а кто меньше. Все расходы оплачиваются из общих накоплений.
В каждой модели есть свои плюсы и минусы. Проанализируем их.
Раздельный бюджет
Плюсы:
- полная финансовая независимость;
- отсутствие необходимости согласовывать траты.
Минусы:
- такая модель возможна лишь в том случае, когда пара не проживает совместно. Когда появляется общий быт, делить все траты исключительно поровну становится сложнее, и эта модель перетекает в смешанный тип.
Смешанный бюджет
Плюсы:
- совместные накопления, покупки и планирование бюджета сближает пару;
- наличие финансовой поддержки и при этом сохранение финансовой независимости.
Минусы:
- при такой модели требуется регулярно уделять время планированию и распределению: на что тратятся общие деньги, а на что - личные.
Общий бюджет
Плюсы:
- общий бюджет в гражданском браке объединяет семью - организация, планирование, совместная оптимизация бюджета - благотворно сказывается на отношениях пары;
- если один член семьи имеет гораздо больший доход - такой вариант поможет уравнять права супругов, поскольку семейный бюджет общий и каждый имеет одинаковый доступ к деньгам.
Минусы:
- нужно оговаривать все, даже мелкие покупки, заранее;
- незапланированные траты могут спровоцировать ссору и необходимость объяснения;
- иногда могут возникнуть сложности при подготовке сюрприза или приобретении подарка партнеру.
Определить, какая модель подходит именно вашей паре, можете только вы. Здесь нет правильного или неправильного варианта, в каждом есть свои за и против. Главное - принять решение таким образом, чтобы вам обоим было комфортно.
Совместный бюджет. Учимся планировать и договариваться
Если вы все же решили сформировать общий бюджет в отношениях и не знаете с чего начать - мы приготовили для вас несколько полезных советов:
- определите, какую сумму каждый будет вкладывать ежемесячно;
- для того, чтобы не пришлось обсуждать даже мелкие траты, оставьте определенную сумму на личные расходы;
- ведите учет доходов и расходов;
- откладывайте деньги по правилу нескольких конвертов: отдельно на коммуналку, отдельно на проезд, отдельно на питание и бытовые расходы, отдельно на отдых и т.д.
Такие простые, на первый взгляд, рекомендации позволят грамотно вести совместный бюджет с парнем или девушкой, а также избегать лишних трат и ненужных покупок.
Что делать, если денег не хватает?
Даже следуя всем перечисленным советам, не всегда получится откладывать деньги, особенно если случаются форс-мажорные ситуации - поломка техники, болезнь близкого человека, необходимость срочной поездки. В таком случае, вы можете взять кредит в сервисе MyCredit и перекрыть незапланированные траты с минимальным ущербом семейному бюджету.